Помощь в трудной ситуации

Согласно Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" к детям  находящимся в трудной жизненной ситуации относятся: 

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Психологические службы помощи ДНР

Реакция ребенка на кризисную ситуацию

Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).

▪  Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.

▪  Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

От рождения до 2-х лет

▪  Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в  возбужденном поведении.

▪  Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться  неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).

2-х – 6-ти летние дети

▪  Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;

▪  Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;

▪  Могут стать несамостоятельными;

▪  Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;

▪  Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;

▪  Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.

Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей ) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

            Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.Признаки неблагополучия:   утомленный, сонный вид,   санитарно-гигиеническая запущенность ,  склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,    неумеренный аппетит,  задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии,  привлечение внимания любым способом ,  чрезмерная потребность в ласке ,    проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием, во взаимоотношениях со сверстникам,  трудности в обучении проблемы.   

В чем проявляются признаки физического насилия в семье: в боязливости ребенка,   в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков     в сосании пальца, раскачивании,  в боязни идти домой,   в жестоком обращении с животными, в стремлении скрыть причину травм.                                                                                                             С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, воспитателями  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

   Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.  Жилищные и материальные условия.   Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

 Общая семейная атмосфера:

- доброжелательная,   неустойчивая,  равнодушная,  гнетущая, недоброжелательная.

   Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

    Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

    Что является предметом основной заботы родителей:

- здоровье детей;  развитие умственных способностей;   художественных способностей;  нравственных качеств.

 Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:    сверхопекающее,  ровное, заботливое,   равнодушное,   подавляющее.

Система воспитательных воздействий:  согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания,  непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания,  отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий. организация совместных форм деятельности в семье:   вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы,  эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;,  ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:   наличие определенных знаний и готовность их восполнять,  ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению,  низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

 Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:  систематическое,  нерегулярное, полное отсутствие контроля.

 Отношение к детскому саду:  положительное,  равнодушное, негативное.

Взаимодействие семьи с детским садом:  систематическое,  эпизодическое, отсутствие взаимодействия.

Понятие «неблагополучная» семья

Семья считается неблагополучной, если родители:

- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

- отрицательно влияют на их поведение;

- жестоко обращаются со своими детьми;

- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie